Система управления цветом в Adobe Photoshop 6.0

Более двух лет прошло с тех пор, как вышла пятая версия самой популярной программы для обработки растровой графики. Несомненно, именно эта версия стала ключевой для повсеместного распространения системы управления цветом (CMS — Color Management System), основанной на стандарте ICC.

Осенью 2000 года вышла шестая версия, которая предоставила пользователям множество новых возможностей. И полностью переработанная система управления цветом стала одним из самых серьезных усовершенствований, появившихся в новой версии. К сожалению, информации о новой системе не так уж много, а на русском языке ее совсем нет. Данная статья призвана заполнить этот пробел.

Принцип работы CMS в Adobe Photoshop 6 легче понять, если сравнивать ее с предыдущей версией. Если Вы не знакомы с ней, прочитайте статью “Лекарство от цветового удара”.

Рабочее цветовое пространство RGB.

В Photoshop 5.0 рабочие цветовые пространства RGB были “вшиты” в программу. В диалоговом окне RGB Setup пользователю предоставлялся выбор из 9 цветовых пространств. В принципе, можно было создать и свои собственные параметры, но их выбор был невелик (параметры люминофора, гамма и точка белого). Например, нельзя было задать цветовое пространство с разными значениями гаммы для первичных цветов — красного, зеленого, синего.

В то же время пользователь мог иметь столько рабочих пространств CMYK, сколько ему требовалось. Их можно было выбрать в диалоговом окне CMYK Setup. В Photoshop 6 такой же подход использован и для рабочего цветового пространства RGB.

Цветовое пространство документа

В Photoshop 5 цветовое пространство документа всегда совпадало с рабочим цветовое пространством программы. Это означает, что в предыдущей версии невозможно было одновременно работать с несколькими изображениями в различных цветовых пространствах. Другими словами, если Вы работали с двумя изображениями, одно из которых готовится для офсетной печати, а другое — для цветного лазерного принтера, то невозможно было получить экранную цветопробу для обоих изображений одновременно. Вы устанавливаете в настройке CMYK Setup профиль для офсета и видите на экране правильные цвета для первого изображения и неправильные — для второго. Чтобы увидеть корректные цвета для второго изображения, нужно было в CMYK Setup выбрать профиль для лазерного принтера.

Photoshop 6 поддерживает несколько цветовых рабочих пространств — отдельно для каждого документа. Рабочее пространство документа определяется цветовым профилем, встроенным в файл с изображением. Если такого профиля нет, то используется рабочее пространство, установленное по умолчанию. Название профиля, присвоенного документу, можно посмотреть в строке статуса:

Название профиля в строке статуса

Одно из значений, которое может появиться здесь — Untagged. К сожалению, я не смог придумать перевод, который адекватно передавал смысл этого слова и в то же время был бы достаточно короток, поэтому в дальнейшем этот термин будет употребляться без перевода и в латинском написании. Untagged — это изображение, которому не поставлен в соответствие ни один цветовой профиль. Метод отображения цветов в таких изображениях описан ниже — в разделе, посвященном политике управления цветом.

Настройки системы управления цветом

Команда, вызывающее диалоговое окно для управления параметрами CMS, переместилась из меню File в меню Edit и называется ColorSettings...

ColorSettings

Окно ColorSettings — одно из самых сложных в Photoshop 6. Для того чтобы не запутывать неискушенного пользователя большим количеством настроек, в этом окне появился флажок Advanced Mode. Его включение приводит к появлению новых элементов управления в окне и увеличению количества вариантов выбора в старых. Здесь мы рассмотрим расширенный вариант настроек. Итак...

Settings

Самый верхний элемент управления — выпадающий список, который содержит несколько вариантов настроек системы управления цветом: сочетание всех параметров, которые можно задать в окне Color Settings.

Изначально с Photoshop уже поставляется несколько таких вариантов: для подготовки изображений для WWW, три настройки для наиболее распространенных печатных стандартов (европейский, американский и японский), имитация системы управления цветом в Photoshop 4 и настройки для отключения CMS. Физически эти наборы параметров хранятся в CSF-файлах, создаваемых Photoshop-ом и хранящихся в каталоге Settings. Пользователь может создать свой набор параметров и сохранить их для последующего использования, установив требуемые параметры и нажав на кнопку Save...

Один из наборов параметров, который присутствует только на Macintosh, требует некоторого пояснения. Photoshop 6.0 — одна из первых программ, которая способна полностью получать данные о выбранных параметрах непосредственно из системной CMS, которая на Маке называется ColorSync. Если выбрать набор параметров под названием ColorSync Workflow, то Photoshop выставит в окне Color Settings те же профили, которые заданы в контрольной панели ColorSync.

Working Spaces

Следующий раздел — Working Spaces — позволяет выбрать рабочие цветовые пространства (точнее цветовые профили, описывающие эти пространства), используемые по умолчанию. Выпадающие списки этого раздела мало отличаются от тех, которые присутствуют в Photoshop 5 в окнах RGB Setup и CMYK Setup.

Что касается пространства RGB, то при подготовке изображений для WWW лучше всего выбрать sRGB IEC61966-21, а при работе с офсетной печатью — Adobe RBB (1998) или Apple RGB. (Подробнее о назначении цветовых пространств, “вшитых” в программу, можно узнать из статьи “Лекарство от цветового удара”).

Другие варианты могут потребоваться слишком редко, чтобы обсуждать их здесь.

Выбор рабочего цветового пространства RGB не ограничен только теми, для которых на диске есть ICC профили. При выборе варианта Custom RGB открывается еще одно окно, где можно вручную задать рабочее цветовое пространство RGB. В нем содержатся уже знакомые по предыдущей версии параметры: гамма, точка белого, параметры люминофора. Более подробно об этих параметрах можно узнать из статьи “Требования к мониторам для издательских систем”.

Custom RGB

Для рабочего пространства CMYK выберите профиль, описывающий ваше основное печатное устройство. Если печать будет производиться в типографии — уточните, каких стандартов они придерживаются. В России или Европе обычно используют стандарт Euroscale (Coated или Uncoated). В США — одну из разновидностей SWOP: для рулонных и для листовых машин, а также для мелованной и для немелованной бумаги. Как нетрудно заметить, эти стандарты “вшиты” в программу.

Load CMYK...

Параметры рабочего пространства CMYK можно задать вручную. Они похоже на те, которые есть в четвертой и пятой версии Photoshop-а в окне CMYK Setup. Точно также можно установить колориметрические параметры красок (в Lab или xyY), параметры растискивания (однако в шестой версии это можно сделать точнее, задав кривую) и метод генерации черного цвета при цветоделении. Вряд ли эта возможность будет пользоваться большой популярностью — разве только для того, чтобы обеспечить совместимость с предыдущими версиями, либо по привычке. Если вам это нужно — выберите Custom CMYK... из раскрывающегося списка.

Опция Gray похожа на ту, которая используется в предыдущей версии Photoshop-а, но предоставляет больше гибкости. Можно выбрать одно из пяти значений растискивания (от 10% до 30%). Этот случай аналогичен опции Black Ink в пятой версии, но, в отличие от нее, шестая версия дает возможность задавать растискивание (в том числе и с помощью кривой) для монохромных изображений независимо от черной краски CMYK-изображений. Другой вариант — выбрать одно из двух значение Gamma — аналог настройки RGB для пятой версии Photoshop-a.

Настройки параметра Spot аналогичны Gray, но воздействуют на изображения, в которых используются смесевые (Spot) краски.

Цветовые пространства, заданные в этом разделе, используются при создании новых изображений, для выбора цветового пространства при открытии файлов с изображениями, в которых не встроено цветовых профилей и для задания предпочтительного (но не обязательного) цветового пространства для редактирования изображений.

Color Management Polices

Этот раздел определяет политику работы с внедренными в файлы с изображениями цветовыми профилями. Он похож по функциональности на диалоговое окно Profile Setup... в предыдущей версии. Для каждой цветовой модели (RGB, CMYK, Gray) существует по три возможных настройки: Off, Preserv Embedded Profile, Convert to Working Color Space

Color Management Policies

Off

Она соответствует игнорированию внедренного цветового профиля (или его отсутствия) и сохранение изображения без описания цветового пространства, для которого оно готовилось (то есть опять же без внедренного цветового профиля). Единственное исключение — когда внедренный цветовой профиль совпадает с рабочим цветовым пространством, выбранным в разделе Working Spaces. В этом случае изображение и в дальнейшем сохраняется с тем же профилем. В случае если данные копируются из одного изображения в другое (например, через буфер обмена), цвета при этом не изменяются (точнее, не изменяются их численные значения, а их представление на экране скорее всего будет немного отличаться).

Очень большое значение имеют цветовые пространства (или профили), которые выбраны в разделе Working spaces. Для uтtagged изображений без внедренных цветовых профилей (а таковыми становятся практически все изображения, открываемые или создаваемые в этом режиме) считается, что находятся в рабочем цветовом пространстве, заданном в разделе Working Spaces. Если настройки здесь меняются, то отображение цветов на экране для этого изображения также изменятся.

Preserve Embedded Profiles

Этот вариант позволяет учитывать внедренные цветовые профили и использовать их при обработке изображения. Открываемые изображения находятся в том цветовом пространстве, которое описано внедренным в файл цветовым профилем. Даже если оно не совпадает с цветовым пространством, заданным в разделе Working Spaces, все равно цвета на мониторе отображаются корректно. При сохранении изображения оно записывается в файл вместе с тем же цветовым профилем.

Convert to Working RGB (CMYK/Gray)

В случае если цветовой профиль, внедренный в изображение, не совпадает с рабочим цветовым пространством, Photoshop конвертирует изображение из его цветового пространства в рабочее и присваивает ему цветовой профиль, соответствующий рабочему цветовому пространству.

Изменение поведения программы

Нужно отметить, что настройки политики управления профилями влияют только на поведение программы “по умолчанию”, и его можно изменить для каждого изображения отдельно. Для этого нужно активизировать опции Profile Mismatches: Ask When Opening, Ask When Pasting и Missing Profiles: Ask When Opening.

С включенной опцией Profile Mismatches: Ask When Opening Photoshop выдает предупреждение в том случае, если цветовой профиль, встроенный в открываемый файл, не совпадает с цветовым пространством, заданным в настройках Workink Spaces.

Profile Mismatch

В этом окне один из возможных вариантов уже выбран. Какой именно — определяется выбранной политикой:

  • Use embedded profile соответствует политике Preserv Embedded Profile;
  • Convert document's color to working space — политике Convert to Working Space
  • Discard the embedded profile (don't color manage) — политике Off

Conversion Option

Этот раздел не слишком отличается от настроек Adobe Photoshop 5.

Conversion Options

Раскрывающийся список Engine позволяет выбрать систему управления цветом, которая будет использоваться для цветовых преобразований. В нем, как правило, доступны две опции. Первая — Adobe (ACE), которая соответствует встроенной системе управления цветом (этот вариант соответствует опции Built-In в предыдущей версии). Вторая — либо Microsoft ICM (для Windows), либо ColorSync (для MacOS).

Параметр Intent задает метод отображения цветов для тех случаев, когда цветовые охваты устройств просто не совпадают (то есть во всех случаях). Разъяснение смысла различных значений этого параметра, так же как и следующего — Use Black Point Compensation, выходит за рамки данной статьи, но в дальнейшем мы планируем разъяснить и эти вопросы.

Новый элемент, появившийся в шестой версии — параметр Use Dither (8 bit/channel images). Он позволяет улучшить качество преобразования изображений из одного цветового пространства в другое при работе в режиме 8 бит на канал. В этом случае целочисленного диапазона от 0 до 255 не хватает для точного описания цвета и для имитации промежуточных значений Photoshop пытается смешивать два цвета с целочисленными значениями. Платой за повышение качества преобразования является замедление скорости расчетов.

Advanced Controls

Этот раздел, как видно из его названия, предназначены только для квалифицированных пользователей.

Advanced Controls

Параметр — Desaturate Monitor Colors By... определяет, насколько Photoshop будет обесцвечивать (делать менее насыщенными) изображения при отображении их на мониторе. В этом случае цвета на мониторе будут отображаться неверно, поэтому использовать режим Desaturate Monitor Colors By... рекомендуется только в том случае, если пользователь точно знает, что он делает. Опция Blend RGB Сolor Using Gamma... отвечает за то, как Photoshop смешивает RGB цвета, например, когда вы рисуете кисточкой с размытыми краями. Более подробно смысл этих опций описан в отдельной статье

Параметры, заданные в окне Color Settings..., определяют в основном поведение программы, принятое "по умолчанию". Реальные операции, связанные с преобразованием изображений и контролем за цветом, выполняются другими командами. Они рассмотрены в этой части статьи.

Assign Profile

Используя команду Assign Profile (Image->Mode->Assign Profile...), можно присвоить изображению профиль без его преобразования. Фактически эта команда изменяет цвета в изображении без изменения численных значений этих цветов.

Assign Profile

Один из случаев применения этой команды - это работа со сканером, который не поддерживает работу с ICC-профилями (конечно, на самом деле, ее поддерживает или не поддержиает программное обеспечение, поставляемое со сканером). В этом случае изображение, полученное со сканера, записано в "сыром формате", то есть в том RGB, которое пришло со сканера. В предыдущей версии Adobe Photoshop для того, чтобы увидеть реальные цвета, требовалось провести преобразование из исходного ("сканерного") цветового пространства в рабочее пространство RGB, определенное в диалоговом окне RGB Setup... Эта операция производилась с помощью команды Profile to Profile. Однако довольно сложные нелинейные математические преобразования, которые требуются при преобразовании из одного цветового пространства в другое, часто приводят к ухудшению качества изображения - из-за ограниченной 8-ми битной точности описания цвета. С этой точки зрения лучше всего отложить преобразование цветов на как можно более поздний этап - например, до вывода на печать, когда все равно потребуется преобразование из RGB в CMYK. Команда Assign Profile - тот самый инструмент, который позволяет придерживаться этого пути.

При сохранении изображения, которому с помощью команды Assign Profile присвоен какой либо профиль, в файл с изображением будет встроен этот профиль.

Convert to Profile

Эта команда функционально подобна команде Profile to Profile в предыдущей версии Adobe Photoshop. Однако пользователь не может выбрать исходное цветовое пространство - используется цветовой профиль, присвоенный изображению до этого (например, командой Assign Profile...).

Convert to Profile

Среди цветовых пространств, которые доступны для выбора в списке Destination Profile - как "вшитые" в программу цветовые пространства (sRGB, Adobe RGB, Euroscale Coated и др.), так и те, которые описываются цветовыми профилями, хранящимися на диске. Под вариантами Custom RGB... и Custom CMYK... скрывается возможность вручную задать целевое цветовое пространство (аналогично тому, как это было возможно еще в предыдущих версиях Adobe Photoshop). И, конечно, в этом списке присутствует аппаратно-независимый Lab.

Опции раздела Conversion Options, которые есть в этом окне, аналогичны одноименным опциям, присутствующим в окне Color Settings... и уже описанным в первой части статьи.

После преобразования изображению присваивается цветовой профиль, который был выбран как целевой. Частным случаем использования этой команды является переключение цветовой модели в меню Image->Mode. В этом случае в качестве целевого цветового пространства используется то, которое указано в разделе Working Spaces окна Color Settings..., оттуда же берутся значения опций и раздела Conversion Options.

В отличие от команды Assign Profile, которая не меняет численные значения цвета пикселов в изображении, а только меняет "смысл" (то есть видимый цвет) этих значений, команда Convert to Profile изменяет числовые значения цвета пикселов, стараясь по возможности сохранить их "смысл".

Экранная цветопроба

Предыдущие версии Adobe Photoshop могли обеспечивать экранную цветопробу только для вывода на CMYK устройства. В принципе, это всех устраивало до тех пор, пока приемлемое качество цветной печати можно было обеспечить только на достаточно дорогих устройствах, которые, среди прочих достоинств, были совместимы с языком PostScript - только такие принтеры являются полноценными CMYK устройствами (подробности можно узнать здесь). Однако после появления недорогих струйных принтеров, обеспечивающих чрезвычайно высокое качество печати, но не поддерживающих PostScript, появилась потребность в экранной цветопробе для таких устройств. Возможность оценить то, как будут выглядеть цвета на другом RGB устройстве, оценят также веб-дизайнеры (особенно те, которые работают на Macintosh), которые смогут увидеть, как будет выглядеть изображение на экране другой платформы (средний PC монитор имеет гамму 2.2, а средний Мак-монитор - 1.8, то есть он светлее).

Шестая версия Adobe Photoshop наконец предоставила пользователям возможность получения экранной цветопробы для любого выводного устройства. Управление ее параметрами сосредоточено в меню View->Proof Setup.

Proof Setup

Самый простой вариант, который аналогичен работе предыдущих версий - Working CMYK. В этом случае изображение выглядит так, как оно будет напечатано на устройстве, профиль которого указан в разделе CMYK Working Space окна Color Settings... Для этого же устройства можно увидеть то, как будут выглядеть отдельные каналы изображения после цветоделения. Конечно, это не цветопроба, но предварительно оценить качество цветоделения с использованием указанных цветовых профилей это режим позволяет.

Чуть ниже в том же меню находятся две команды, позволяющие оценить, как будет выглядеть изображение на средних Mac и Windows мониторах. Поскольку средний монитор в Windows имеет значение гаммы около 2.2 (более темный), а монитор для Mac - около 1.8 (более светлый), то в режиме Macintosh RGB изображение выглядит более светлым, чем в режиме Windows RGB.

Команда Monitor RGB требует некоторого пояснения. В некотором смысле она является противоположностью экранной цветопробе. В обычном режиме Photoshop выдает на видеоплату сигнал, RGB значения которого отличаются от тех, которые указаны в самом изображении - для того, чтобы компенсировать индивидуальные особенности монитора. Команда Monitor RGB отключает этот механизм, и на видеоплату подаются те RGB-значения, которые указаны в изображении.

Несомненно, самой полезной и интересной является команда "View/Proof Setup/Custom...". Она позволяет настроить режим экранной цветопробы для любого устройства, включая несовместимые с PostScript (и следовательно не являющиеся для программы CMYK-устройствами) принтеры.

Proof Setup

Раскрывающийся список Profile содержит список цветовых профилей - встроенных в программу, а также тех, которые содержатся в операционной системе. Выбранный в этом списке профиль должен описывать то целевое устройство - то, для которого нужно получить экранную цветопробу. Если конечной продукцией являются отпечатки, сделанные на струйном принтере, то самым логичным будет выбрать в этом списке профиль, описывающий этот принтер.

Следующая опция - Preserve Color Numbers. С отключенной опцией программа пытается предсказать результат выполнения относительного сложного процесса - как будет выглядеть изображение, которое будет напечатано на целевом устройстве, если требуется максимально сохранить цвета на изображении. В некоторых случаях (когда цветовой охват целевого устройства больше, чем охват рабочего цветового пространства документа) включение режима экранной цветопробы не изменит внешнего вида изображения. Однако в большинстве случаев изменения происходят, и это позволяет определить случаи когда, например, целевое устройство не может воспроизвести некоторые цвета, присутствующие в изображении.

Включить опцию Preserve Color Numbers можно только тогда, когда цветовая модель изображения (RGB или CMYK) совпадает с цветовой моделью целевого устройства. С включенной опцией изображение на экране выглядит так, как оно будет напечатано на целевом устройстве без изменений численных значений цветов. Внешний результат работы этого режима напоминает результат работы команды Assign Profile, но в данном случае действия над изображением носят непостоянный характер и от них можно отказаться в любой момент.

При включенной опции Simulate Paper White Photoshop пытается отобразить на экране цвет бумаги, на которой будет выполнен отпечаток. Качество предсказания очень сильно зависит от качества профиля, поскольку это единственный источник информации, откуда Photoshop может взять сведения о параметрах бумаги. Включайте Simulate Paper White только в том случае, если уверены, что профиль построен именно для той бумаги, на которой планируется выполнить тираж.

Simulate Ink Black выполняет аналогичную функцию, но Photoshop пытается отобразить на экране самый темный возможный цвет, который можно получить на целевом устройстве.

Настроив все параметры экранной цветопробы, можно сохранить их для дальнейшего использования. Для этого нужно нажать на кнопку Save.... Все настройки сохраняются в файле с расширением PSF. Список таких файлов в каталоге "по умолчанию" (В случае использования Windows-версии это обычно "C:\Program Files\Common Files\Adobe\Color\Proofing"), отображается в меню Proof Setup, что позволяет менять параметры экранной цветопробы двумя щелчками мыши.